"Адаптация
ребенка к детскому саду в возрасте 1,5-2 лет" |
|
Уважаемые родители! Мы очень рады всех вас видеть! Вы
сейчас вступаете в важный период вашей жизни и жизни вашего ребёнка – он идёт
в детский сад. И для того, чтобы адаптация его к новым условиям прошла как можно
спокойнее и быстрее, вы должны знать по больше об особенностях этого сложного
периода. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад.
Каждый из них проходит период адаптации к детскому
саду. Что такое адаптация? Адаптация — это приспособление или привыкание организма к новой
обстановке. Дома ребенок привык к определенному образу жизни, режиму, видам
деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам
поведения и т.д. В детском саду большинство условий будет новыми и
непривычными для ребенка, к ним малышу придется приспосабливаться и привыкать. В процессе приспособления – адаптации – поведение и реакции на многое у
ребенка могут резко поменяться: чаще всего меняются:
Но эти изменения являются естественной реакцией на новые условия жизни,
поэтому к ним нужно отнестись с пониманием. Не беспокойтесь: когда ребенок
привыкнет к садику, всё «станет на круги своя». Для ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным
пространством, с новым окружением и отношениями. Этот процесс
требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а
то и перенапряжением психических и физических сил
организма. А привыкание к детскому саду у всех происходит по-разному, это во многом
определяется индивидуально-личностными особенностями малыша: типом его
нервной системы, степенью общительности и доброжелательности,
уравновешенности, наличием/отсутствием привычки выполнять требования
взрослых, сформированностью навыков самообслуживания и т.д. При лёгкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в
течение месяца. Отмечается незначительное снижение аппетита: в течение 10
дней объём съедаемой ребёнком пищи достигает возрастной нормы, сон
налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения со
взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается. При средней степени адаптации дети привыкают к садику дольше, до 2-3
месяцев. При тяжелой адаптации срок привыкания может продлиться до 6 месяцев и
даже больше. Чтобы облегчить малышу процесс адаптации, необходимо обеспечить плавное
вхождение в новые условия – и поначалу приводить ребенка всего на 2 часа;
через несколько дней, когда эмоциональное состояние ребенка и другие
показатели адаптации в детском саду стабилизируются – оставлять до обеда.
Позже начать оставлять и на дневной сон. А потом – и на полный день. Время
пребывания ребенка в детском саду индивидуально, определяется воспитателями
на основе наблюдений за ребенком. В период адаптации воспитатели, по мере своих сил и возможностей,
стараются обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, дать максимум
ласки и заботы. На первых этапах вхождения ребенка в условия детского сада
воспитатели стремятся получить как можно больше информации о новых детях – об
их особенностях и привычках – и учитывать их при взаимодействии с малышами.
Поэтому не избегайте бесед с воспитателями о вашем ребенке, рассказывайте
больше. Кому адаптироваться легче? · Детям, чьи родители
готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла
заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика,
играли "в садик" с игрушками, гуляли возле садика, рассказывая
малышу, что ему предстоит туда ходить. · Детям, физически
здоровым, т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности
к частым простудным заболеваниям. · Детям, имеющим навыки
самостоятельности. Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), "горшечный"
этикет, самостоятельное принятие пищи. · Детям, чей режим
близок к режиму сада. За месяц до посещения сада родители должны
начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду. Для того чтобы
легко встать утром, ложиться нужно не позже 20:30. · В присутствии ребенка
всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том
случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот
сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей.
Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его
присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные
воспитатели там работают. · В выходные дни не
меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть
дольше, но не нужно позволять "отсыпаться" слишком долго, что
существенно сдвигает распорядок дня. · Не перегружайте малыша
в период адаптации. У него в жизни сейчас столько изменений, и
лишнее напряжение нервной системы ему ни к чему. · Постарайтесь, чтобы
дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте
малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи,
улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша
поддержка! · Будьте терпимее к
капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребёнка,
помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру). · Согласовав
предварительно с воспитателем, дайте в сад небольшую игрушку. Малыши этого
возраста могут нуждаться в игрушке — заместителе мамы. Прижимая к себе
что-то, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее. · Призовите на помощь
сказку или игру. Придумайте свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в
садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он
подружился с детьми и воспитателями. "Проиграйте" эту сказку с
игрушками. · Больше всего родитель
и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы
день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково:
спокойна мама — спокоен малыш. Он "считывает" вашу
неуверенность и еще больше расстраивается. · И дома, и в саду
говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную
настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду — раздевании.
Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая
все, что вы делаете. · Пусть малыша отводит
тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно
заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно,
а другого никак не отпускает от себя, продолжая переживать после его ухода. · Обязательно скажите,
что вы придете, и обозначьте когда(после прогулки, или после обеда, или
после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет
после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь,
выполняйте свои обещания! · Придумайте свой ритуал
прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать "пока").
После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы
топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш. К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые
затрудняют адаптацию ребенка к детскому саду. Чего нельзя делать ни в коем случае: · Нельзя наказывать или сердиться на
малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании
необходимости идти в сад! ·
Стоит избегать разговоров о слёзах малыша с другими членами
семьи в его присутствии. · Нельзя пугать детским
садом ("Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад
пойдешь!"). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни
безопасным. · Нельзя плохо
отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это наводит малыша
на мысль, что сад — это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда
тревога не пройдет вообще. · Нельзя обманывать
ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит
оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что
мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие
к самому близкому человеку. Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, часто говорят о том, как
трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но "за кадром" почти всегда
остаются родители, которые находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Они
тоже остро нуждаются в помощи и почти никогда ее не получают. Часто мамы и папы не понимают, что с ними происходит, и пытаются
игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все
свои чувства, и в данном случае они являются естественными. Поступление в сад
— это момент отделения ребенка от родителей, и это испытание для всех. У мамы
и папы тоже "рвется" сердце, когда они видит, как переживает
малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании,
что завтра придется идти в сад. Чтобы помочь себе, нужно:
Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И тогда скоро
детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир! |
Комментарии
Отправить комментарий